Чем регулируется предпринимательская деятельность в РФ?

Содержание

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Чем регулируется предпринимательская деятельность в РФ?

Определение 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.

Определение 2

Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.

Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов. Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты. По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:

  1. обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
  2. обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
  3. обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
  4. обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
  5. противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
  6. развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
  7. обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.

Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.

Виды государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:

В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
  • в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
  • во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).

В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:

  • во-первых, федерального уровня;
  • во-вторых, регионального уровня;
  • в-третьих, местного уровня.

Направления и методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
  • во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
  • в-третьих, системы государственного регулирования цен;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
  • в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.

Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:

  • во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
  • во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.

Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:

  • правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
  • неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti/

Законодательство в сфере индивидуального предпринимательства

Отдельный закон об ИП в Российской Федерации не принимался. Нормы, регулирующие деятельность индивидуального предпринимателя, свойственны как физическим лицам, не занимающимся коммерцией, так и организациям. Большинство таких бизнесменов не обладают юридическими знаниями, позволяющими разобраться в многообразии законодательных и ведомственных актов. Материал призван помочь понять ИП, какие права даёт этот статус, и какие обязанности ему присущи.

Законодательство для ИП по сути распределено по нескольким правовым актам. Отдельного текста, где собраны были все нормы, не создавалось. Однако предоставляемые предпринимателям права и налагаемые на них обязанности позволяют сделать вывод, что по большинству направлений фактически эти субъекты хозяйствования приравнены к юридическим лицам. Различия есть в таких сферах, как налогообложение, ответственность за нарушения и др., где ИП рассматриваются как физлица.

Гражданский кодекс РФ приводит расширенное определение понятия «предпринимательская деятельность».

Граждане РФ, выбравшие коммерцию, обладают следующими свойствами:

  • выбор дела производится по своей воле и занимается им в дальнейшем самостоятельно;
  • предстоящие опасности и неудачи на выбранном поприще целиком его дело, он же несёт и ответственность за итоги работы;
  • вся деятельность направлена на извлечение дохода от выбранного вида занятий;
  • основа прибыли – реализация собственной продукции, услуг, приобретённых для перепродажи товаров, выполнение работ;
  • заниматься выбранным делом ИП вправе после прохождения регистрационных процедур и внесения его в реестр предпринимателей.

Получить статус предпринимателя вправе любой не только граждане России, но и иностранцы. Кроме дееспособности и совершеннолетия других условий не установлено. Да и то, даже не достигшим 18-и лет разрешено заниматься предпринимательством, если на то есть судебное решение, допуск от своих родителей или опекунов. Для иностранцев определено одно условие – они должны быть временно или постоянно зарегистрированы на территории нашей страны.

Не могут регистрироваться как предприниматели сотрудники государственных и муниципальных органов и учреждений, военные.

Поскольку отдельного закона для ИП нет, к этим субъектам хозяйствования применяется такая же мера ответственности, что и к физлицам. Имеется в виду, что отвечает предприниматель по обязательствам своим имуществом, если у него не хватило ресурсов погасить долги предприятия в обычном режиме.

Соответственно, своё имущество (материальные и денежные средства) бизнесмен имеет право использовать в создании прибыльного дела. У организаций такие действия строго регламентируются и каждый взнос или инвестиция оформляется документально, чтобы сохранить баланс интересов участников.

Однако индивидуальные предприниматели ограничены в выборе занятий. Им запрещено производство алкоголя, лекарств, военного снаряжения и техники, организация охранных фирм и проч. Если гражданин задумает заняться одним из перечисленных видов, он должен будет регистрировать организацию.

Индивидуальный предприниматель получает легитимный статус с того момента, когда налоговая служба внесёт его в государственный реестр. С этой даты он считается прошедшим регистрацию. До этого момента любое занятие коммерцией рассматривается как незаконное предпринимательство.

Регистрация ИП

Законы РФ устанавливают, что легально извлекать доход от своей деятельности предприниматель вправе только после прохождения регистрационных процедур и внесения в госреестр сведений о нём. Обязанности по фиксации данных возложены на ФНС РФ.

В отличие от организаций, которые регистрируются по месту нахождения офиса (эта точка получает название юридического адреса), регистрация индивидуальных предпринимателей проводится только по месту прописки, указанному в гражданском паспорте. Соответственно и процедуру проводит та налоговая инспекция, в ведении которой находится эта территория. Руководствуется она в своих действиях Законом «О государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно этому правовому акту сведения о физических лицах, ведущих коммерческую деятельность должны быть внесены в Единый госреестр ИП.

Документы, представляемые для государственной регистрации таковы:

  • заявления установленной формы, приведённой на сайте ФНС и доступному для скачивания образцу документа;
  • гражданского паспорта (копии);
  • квитанции об уплате государственной пошлины за регистрационные действия.

Порядком регистрации занимается ФНС РФ, но по некоторым направлениям, например, по ликвидации ИП, она делегирует приёмку пакета бумаг территориальным МФЦ.

Вопросы налогового регулирования для индивидуальных предпринимателей (как и для других субъектов хозяйствования) сосредоточены в НК РФ. На откуп региональных законодателей отправлены лишь налоговые ставки отдельных бюджетных платежей, распределяемых внутри территории – транспортный, земельный налог и проч., и то рамки, в пределах которых можно менять тарифы, установлены федеральным нормативным актом.

Следует учитывать, что ставки постоянно корректируются с учётом изменений, вносимых в акты, принимаемые федеральным центром и собственными нуждами территорий.

Налоговый кодекс РФ, кроме того, даёт представление ИП, какой налоговый режим выбрать для работы.

Исходить следует из следующих критериев:

  1. Выбранный вид занятий. Например, сосредоточившись на ЕНВД, предприниматель не вправе торговать оптом или заниматься производством.
  2. Предполагаемые обороты. Общий режим налогообложения позволяет получать доходы сколь угодно высокие – главное, чтобы уплачены были все положенные налоги (в том числе НДС). Для спецрежимов – упрощёнки, вменёнки и ПСН, установлена верхняя граница, преодоление которой влечёт принудительный переход на ОСНО.
  3. Штат персонала. Отдельные системы налогообложения НК РФ разрешает применять лишь при наличии строго определённой численности работников. Как только число сотрудников перевалит за установленный Кодексом порог надо переходить на другой – более высокий режим налогообложения.

Свои намерения о выборе той или иной системы налогообложения заявитель может изъявить в момент обращения в ИФНС для получения статуса индивидуального предпринимателя.

Естественно, выбор следует сделать до написания заявления. Однако с выбором можно и не торопиться. НК РФ даёт новому ИП месячный срок на раздумья. Если молчание затянется дольше – по умолчанию будет считаться, что предприниматель выбрал общий режим.

Кроме упомянутого нормативного акта следует ознакомиться до выбора направления с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Некоторые положения документа столь строги, что при ближайшем рассмотрении у бизнесмена может отпасть желание заниматься такой деятельностью или она просто запрещена для ИП.

Но если, все-таки, решено работать на лицензионном поприще, то придётся пройти ещё одну процедуру регистрации – теперь в учреждении, занимающемся выдачей лицензий. При этом надо выполнить ряд условий. Лицензия выдаётся на ограниченный период и через некоторое время её надо подтверждать.

Если индивидуальный предприниматель нанимает на работу сотрудников, ему придётся выполнять нормы главного федерального закона, регулирующего сферу трудовых отношений – Трудового кодекса РФ. В нём приводится подробный перечень всех требований, которые должен выполнять работодатель, и всех прав, которыми наделён наёмный работник.

Основное условие состоит в том, что приём на работу должен сопровождаться обязательно заключением трудового соглашения. Таким договором регулируются взаимоотношения между нанимателем и сотрудником предприятия.

Как только будет оформлен на работу первый сотрудник, ИП должен встать на учёт в ФСС и ПФР как работодатель. Все последующие движения кадров ведомства контролируют по отчётам, отдельно сообщать о приёмах и увольнениях персонала закон не требует.

Численность наёмных работников не ограничена только у предпринимателей, практикующих общий режим налогообложения.

Налоговый кодекс устанавливает следующие рамки:

  • ОСНО – нет ограничений;
  • УСН – до 100 человек;
  • ЕНВД – до 100 человек;
  • ПСН – до 15 человек.

Примечательно, что нарушение указанных лимитов во всех случаях приводит к одному результату – предприниматель вынужденно переходит на общий режим, причём с того месяца, в котором произошло нарушение численности.

Быть работодателем – очень ответственное занятие. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит большой перечень обязанностей, которые должен выполнять наниматель рабочей силы. Основное – всё время, пока сотрудник числится в штате, при выплате заработной платы ИП должен начислять на доход страховые взносы и перечислять их в фонды. Средства, уплаченные в ФСС, идут впоследствии на компенсацию больничных, сборы, переведённые в ПФР составляют основу будущей пенсии.

Читайте также  Какой ручкой расписываться в паспорте РФ?

Установлена ответственность за нарушение Кодекса, причём наказание за недисциплинированность примерно одинакова, что для организации, что для ИП.

Открытие расчётного счёта

Касательно расчётного счёта об ИП закон не содержит каких-либо указаний. Это означает, что индивидуальному предпринимателю не запрещается работать наличными деньгами, минуя банковские сервисы. Иначе говоря, «наличкой».

Преимущество таких потоков в том, что бизнесмен может скрыть обороты, а значит, оптимизировать налоги. Причём по закону наказать за такое ведение дел налоговая служба не вправе.

Однако здесь есть существенные риски следующего рода:

  1. Организации стараются работать только через расчётные счета, поскольку для них действует ограничение по наличным расчётам в пределах 100 тысяч рублей по одной сделке. Такие средства сейчас недостаточны даже для оформления разовой закупки.
  2. Авторитет бизнесмена выше, если он обладает счетами в банках.
  3. Удалённые расчёты вести весьма затруднительно наличными деньгами.

Частично избежать угрозы наказания удаётся, если индивидуальный предприниматель использует личную дебетовую банковскую карту. Однако налоговики могут принять транзакции по ней в учёт доходов, но могут воспротивиться при учёте расходов, так как с карты снимаются и личные деньги, например, на ремонт дома.

Предприниматель вправе самостоятельно решать, открывать ли ему расчётный счёт в банке или работать наличными деньгами. Правовая база РФ не содержит наказания за отсутствие сотрудничества с банковскими учреждениями.

Если же ИП всё-таки решится обзавестись расчётными счетами, то ограничений по количеству законодательство не устанавливает. Здесь бизнесмену надо смотреть, сколько придётся платить за обслуживание счёта, за каждую операцию, насколько высоко расположено банковское учреждение в российском рейтинге.

Налоговые проверки

Как любой налогоплательщик, ИП тоже подвержен контролю со стороны ФНС РФ. Налоговая служба в настоящее время так поставила свою деятельность, что может контролировать деятельность хозяйствующих субъектов в оперативном режиме.

Как только обнаруживается неуплата налогов, назначается контрольное мероприятие под названием камеральная проверка. Для её проведения Налоговый кодекс не требует оповещения предпринимателя о начале исследования деятельность. Но о результатах оповестят обязательно, особенно, если обнаружатся невнесенные вовремя бюджетные платежи.

Законодательство предусматривает, что кроме камеральных есть ещё и выездные проверки. Они могут проводиться как в плановом режиме, так и экстренно.

Виды проверок:

  1. Плановые проверки потому так и называются, что время их проведения устанавливается заранее с определением месяца начала контрольного мероприятия. Чаще, чем один раз в 3 года закон запрещает их проводить. Более того, весь процесс регламентирован до мелочей и ИП, если инспекторы отклонятся от порядка, может опротестовать итоги.
  2. Внеочередные проверки инициируются в том случае, если в налоговой службе появляется информация о возможных серьёзных нарушениях в сфере налогообложения.

О намечаемых плановых контрольных мероприятиях налогоплательщик узнаёт из информации, вывешенной на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Достаточно вбить в поисковую строку номер ИНН и в окне появится сообщение о времени начала проверки (или отсутствии в планах таковой). Об экстренной проверке предпринимателя известят не позже чем за 3 суток до её начала.

Ответственность

Нарушения закона, совершённые индивидуальным предпринимателем, караются различными санкциями.

Чаще всего ИП подвергают наказанию за следующие проступки:

  1. Не сдал отчётность в налоговую инспекцию. Минимальная сумма штрафа установлена в размере 1 тыс. руб. Но вообще законом установлен 5-процентный штраф от неуплаченного налога (который должен начисляться в отчёте).
  2. Не пробит кассовый чек при покупке наличными. Минимальное наказание 10 тыс. руб., но если сумма большая, расчёт делается в пределах от 25 до 50% от неё.
  3. Не уплатил налог. Сумма наказания составляет 20% от средств, которые должны перечисляться в бюджет. Но если недоплата возникла из-за грубого нарушения учёта, заплатить придётся минимум 40 тыс. руб.
  4. Занижение налоговой базы приводит к следующим санкциям: если нарушение обнаружено в одном году – 10 тыс. руб., если в нескольких – 30 тыс. руб.
  5. Не зарегистрировался в фондах при приёме на работу первого сотрудника: если просрочка не превысит трёх месяцев – 5 тыс. руб., если превысит – 10 тыс. руб.
  6. Задержка с подачей отчётов в страховые фонды карается минимум одной тысячей рублей, но в общем сумма штрафа рассчитывается из 5-процентной суммы от недоплаченных сборов.

Как видно наказание индивидуального предпринимателя закон устанавливает главным образом за нарушения в налоговой сфере. Иные санкции, если и есть, то уже находятся в плоскости административного кодекса. Статьями этого документа пользуются контрольные органы МЧС, Роспотребнадзора, экологических служб и проч.

Источник: https://tvoeip.ru/pravo/zakon-ob-ip

Предпринимательская деятельность гражданина

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Граждане » Предпринимательская деятельность гражданина

Это одна из самых главных сфер, которая позволяет российской экономике развиваться поступательно и стабильно.

Россия стоит сегодня на пути выстраивания рыночной экономики, что позволит государству повысить свои экономические, политические и социальные показатели. Для этого прилагаются различные усилия со стороны государственных органов, которые смогут наладить этот процесс и в сжатые сроки достичь весомых экономических показателей. В том числе государство предпринимает ряд мер, которые направлены на развитие предпринимательства на территории РФ. Ведь без данной сферы невозможно представить ни одну экономику развитого государства.

Понятие и сущность предпринимательской деятельности, право на осуществление предпринимательской деятельности

Индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина – одна из ключевых правоспособностей жителей РФ. Закрепляется это право ст. 23 ГК РФ.

Что же собой представляет предпринимательская деятельность? Для трактовки данной дефиниции следует обратиться к словарю финансовых и юридических терминов. В соответствии с указанным источником, предпринимательская деятельность – это сфера деятельности гражданина, осуществление которой непрерывно связывается с определенными рисками, направленная на извлечение из предоставления услуг, проведения работ или реализации имущества финансовой прибыли.

Иными словами, понятие предпринимательства предполагает воплощение на практике определенных видов деятельности, которые относятся к конкретной сфере: торговле, предоставлению услуг, выполнению профессиональных работ и пр. При этом индивидуальная предпринимательская деятельность будет считаться легитимной только в том случае, если будет проведена процедура ее государственной регистрации.

Если проанализировать понятие индивидуальная предпринимательская деятельность, представленное в ГК РФ, то можно вывести следующие основные характеристики и признаки:

  • Предпринимательство создается учредителем в первую очередь для извлечения финансовой прибыли, однако, законодательство предусматривает и обратную сторону монеты, то есть убытки от осуществления конкретной деятельности.
  • Индивидуальная предпринимательская деятельность также подразумевает видовую дифференциацию, которая практически идентична классификации, которой наделены гражданско-правовые обязательства.
  • Деятельность, направленная на извлечение прибыли, подразумевает и существенные экономические риски, которые возлагает на себя предприниматель. В соответствии с этим, субъект правоотношений может видоизменять свое поведение, чтобы максимально точно учесть свои основные права и интересы, но без ущемления свобод иных лиц.
  • Понятие индивидуальная предпринимательская деятельность подразумевает и возможность использования наемного труда, в том числе посредством заключения трудового или гражданско-правового договора с будущим сотрудником.
  • Осуществление предпринимательской деятельности происходит на постоянной основе, что позволяет отграничить данную сферу от сделок, носящих эпизодический характер.
  • Предпринимательство – это самостоятельная сфера деятельности граждан, которая не подразумевает вмешательство в ее осуществление органов государственной власти, если, безусловно, не нарушается законодательный порядок.

Указанные признаки и аспекты предпринимательской деятельности позволяют отграничить эту деятельность от иных сфер.

Формы предпринимательской деятельности

На сегодняшний день на территории России выделяются следующие правовые формы предпринимательства:

  • Производственная деятельность. Данное понятие подразумевает под собой то, что предприниматель посредством использования орудий и факторов труда производит определенный перечень продукции, духовных и культурных ценностей, потребительских товаров и пр. На сегодняшний день производственные виды предпринимательства считаются наиболее рискованными, так как несмотря на то, что произошли существенные изменения рыночной экономики и поменялся сам законодательный порядок, комфортные условия для подобной деятельности не предусмотрены.
  • Коммерческая деятельность. Данный тип предпринимательства охватывает многочисленные виды деятельности, которые направлены в первую очередь на обмен произведенных товаров и услуг на денежные средства. Иными словами, это формы бизнеса, которые воплощаются посредством открытия на территории России магазинов, бутиков, торговых домов и баз, коммерческих лавок и пр.
  • Финансово-кредитная деятельность. Данные формы предпринимательства являются одними из самых специфичных. Это связано с тем, что субъекты правоотношений (предприниматели) в качестве объекта купли-продажи предлагают своим потребителям денежные средства, ценные бумаги, а также иные ценности, которые могут быть выражены в денежном эквиваленте. Порядок осуществления сделок в данном случае очень прост: предприниматель закупает предмет торговли (денежные средства или ценности) у его обладателя за одну сумму, а предоставляет своим потребителям за накрученную стоимость.
  • Посредническая деятельность. В данном случае речь идет о такой форме предпринимательства, в рамах которой владелец бизнеса не производит и не реализует самостоятельно продукцию или услуги. Он лишь выступает в качестве посредника – связующего звена между продавцом и покупателем. Этими посредниками могут быть следующие правовые субъекты: брокеры, дилеры, коммерческие банки, кредитные организации и пр.
  • Страховая деятельность. В данном случае предпринимательство направлено на то, что за определенную плату, полученную от страхователя, владелец компании гарантирует финансовые выплаты, формы и размеры которых закрепляются договором, в случае возникновения страхового случая.

Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Предпринимательская деятельность будет считаться законной и легитимной в том случае, если будет осуществлена процедура государственной регистрации. При этом государственной регистрации предпринимательства придается характер общеобязательного процесса, но не с целью тотального контроля за коммерческой деятельностью граждан, а для проведения первичного учета организаций.

Регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности осуществляется на основании ФЗ под № 129. При этом следует отметить, что порядок регистрации ИП практически ничем не отличается от процедуры легитимации юрлиц. Таким образом, регистрационный порядок подразумевает соблюдение конкретных этапов:

  • Физическое лицо, которое желает зарегистрировать свое предпринимательство, должно предоставить в УФНС России полный пакет документов, список которых можно получить в налоговой инспекции.
  • На основании полученных данных и документов вносятся новые сведения об образовании организации, занимающейся предпринимательской деятельность, в ЕГРИП. Регулирование этого процесса происходит посредством ФЗ № 129-ФЗ.
  • После того как государственная регистрация будет завершена, налоговый орган предоставляет всю необходимую информацию в государственные органы, ОМСУ, или же внебюджетные фонды.

При этом законодатель установил четкие временные границы осуществления регистрации предпринимателя. Федеральная налоговая служба должна принять все необходимые решения и направить документацию в ответственные подразделения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения всей документации.

Аспекты предпринимательской деятельности гражданина

На сегодняшний день современное законодательство предусматривает как правоспособность гражданина открыть собственное предпринимательское дело, так и обязательства, которые должен выполнять субъект предпринимательства. В частности, речь идет о следующих аспектах подобной деятельности:

  • Если гражданин осуществляет сделки, но при этом нарушает законодательство РФ, а именно ст. 23 ГК РФ, то он не вправе ссылаться при этом на то, что он не является предпринимателем. Регулирование предпринимательской деятельности в подобных ситуациях подразумевает то, что судебный орган имеет полное законное право применить к осуществлению подобных сделок все обязательства, которые предусматривает предпринимательство.
  • Гражданин, который прошел процедуру госрегистрации своего индивидуального предпринимательства, обязуется в течение 10 дней встать на учет в ФНС. Если предпринимательство осуществляется одновременно в нескольких населенных пунктах, то этот срок увеличивается до 1 месяца. Регулирование этого процесса прописано в НК РФ, а именно, ст. 38, 3 пункте.
  • Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен производить своевременную оплату налоговых издержек после подачи декларации в орган ФНС.
  • Обязуется гражданин – предприниматель встать на учет помимо налоговой инспекции в Пенсионный и Медицинский фонды, а также Фонд соцстрахования.

Перечисленные нами аспекты являются ключевыми условиями для легитимации совершения новоявленным предпринимателем своей деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Индивидуальное предпринимательство представляет собой более популярную форму регистрации у обычных граждан, чем иные формы. Поэтому предпринимательская деятельность без образования юридического лица требует дополнительного освящения.

Главное преимущество подобной деятельности состоит в том, что коммерческая организация представляет собой довольно гибкую и мобильную структуру.

Индивидуальные предприниматели действуют в рамках узких сфер деятельности, поэтому на все изменения могут очень быстро реагировать, подстраиваясь под новые экономические условия.

Кроме того, предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица имеет ряд иных преимуществ, которые повышают ее популярность. В частности, подобная организация имеет возможность предоставлять в уполномоченные органы более упрощенную отчетность о своей финансовой деятельности и полученной прибыли.

Если проанализировать юридическую литературу, то помимо указанных выше плюсов также можно выделить следующие преимущества:

  • процесс создания и ликвидации бизнеса в несколько раз упрощен;
  • использовать выручку, полученную от предпринимательской деятельности, владелец организации может по своему собственному усмотрению;
  • индивидуальные предприниматели освобождаются от выплаты налога на имущество, в рамках которого и осуществляется деятельность;
  • решения в рамках ИП принимаются намного проще, так как не требуется собрание акционеров, дольщиков и пр.
Читайте также  Запрещен ли снюс в РФ?

Несмотря на значительные преимущества, подобная форма предпринимательства имеет и существенные недостатки, которые воплощаются в том, что:

  • Предприниматель при неисполнении обязательств несет ответственность своим недвижимым или же движимым имуществом.
  • Субъекты ограничиваются законодательством в правах получения некоторых типов лицензии.
  • Получить выгодный контракт с крупной компанией практически невозможно, так как организации отказываются сотрудничать с ИП.
  • Ведение ИП требует от владельца постоянного участия. Здесь не предусмотрена возможность назначения управляющего директора.

Предпринимательская деятельность – это одна из самых главных сфер, которая позволяет российской экономике развиваться поступательно и стабильно.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/predprinimatelskaya-deyatelnost-grazhdanina.html

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

В отличие от зарубежного законодательства Европы и Америки, предпринимательская деятельность в России регулируется исключительно нормами гражданского
законодательства. Согласно ГК РФ предпринимательство регулируется предпринимательским правом являющимся частью российской системы права. Регулируется комплексом юридических норм, в коммерческих и связанных сними некоммерческих отношениях, а также государством по вопросам прямого и косвенного контроля связанного с безопасностью и защитой прав всех граждан.

Предпринимательство — деятельность физических лиц (граждан) или организаций, которая направлена на непосредственное получение материальной выгоды. Основана на личной инициативе предпринимателя, на собственный риск относительно материальной ответственности. Первая ступень предпринимательского дела — регистрация согласно действующему законодательству.

Предпринимательство как вид коммерческой деятельности может существовать в двух организационно правовых формах: юридическое лицо и физические лица без образования юридического лица. Целью предпринимательства является получение прибыли по инициативе предпринимателя, действующего от себя лично либо представляя
юридическое лицо.

Задачами предпринимательской деятельности является:

  1. получение ее субъектами максимально возможной прибыли от выбранных видов экономической деятельности;
  2. создания условий реальной конкуренции на рынке товаров и услуг;
  3. противодействие монополии.

Субъекты предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели — физические лица, обладающие правосубъектностью вне зависимости от гражданства. Лица, которые состоят на государственной службе, военнослужащие —  заниматься предпринимательством не могут;
  • юридические лица — организации, которые владеют обособленным имуществом, правами и обязанностями относительно него.

После государственной регистрации субъекты наделяются правами, которые регулируются нормами Гражданского Кодекса.

Организационно – правовая классификация форм предпринимательской деятельности

Юридические формы предпринимательской деятельности:

Индивидуальная

  1. ИП (индивидуальный предприниматель)
    • учредитель – непосредственно физическое лицо, которое лично ведет управление относительно собственности. Ответственность за деятельность и возможные последствия ложатся так же на плечи ИП;
    • вправе использовать наемный труд 
    • деятельность возможна после государственной регистрации.
  2. Самозанятость
    • Отождествляется с ИП, но отличие в то, что физическое лицо не зарегистрировано и не имеет право использовать наемных рабочих;
    • имеет право совмещать самозанятость с работой по найму;
    • виды деятельности: репетиторство, услуги няни, фриланс и др.

Коллективная

  1. Полное товарищество
    • учредителями выступают ИП или коммерческие организации, которые ведут коллективную деятельность в отношении капитала. 
    • вне зависимости от внесенной доли, ответственность по обязательствам организации «одна на всех»;
    • прибыль распределяется между участниками пропорционально внесенным долям в общий капитал;
    • действует полное товарищество на основе учредительного договора, который устанавливает права и обязанности сторон.
  2. Коммандитное товарищество (на вере)
    • учредителями выступают полные товарищи и заинтересованные вкладчики, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности;
    • в отличие от полных товарищей, коммандитисты отвечают в товариществе только внесенным вкладом и могут покинуть организацию по личному желанию; 
    • учредительный документ — учредительный договор.
    • редко встречается в предпринимательстве, было популярным в 90-е годы.
  3. ООО (общество с ограниченной ответственностью)
    • участвовать в обществе могут ИП и юридические лица, в том числе некоммерческие организации.
    • отличие от товариществ — необязательное участие учредителей в управлении предприятия; 
    • общество основывается на объединении капиталов, которые потом дают вкладчикам прибыль пропорционально внесенной доле;
    • долговые обязательства общества не касаются отдельных участников. Они несут ответственность только в пределах своей доли; 
    • учредительный документ ООО — устав.
  4. АО (акционерное общество)
    • учредители — физические и юридические лица, которые имеют доли (акции) за счет которых получают проценты (дивиденды);
    • рискуют только в пределах вложенных акций в общий капитал;
    • выход из АО возможен после продажи акций обществу.
  5. Хозяйственное партнерство
    • участники – физические и юридические лица;
    • экономическая основа – складочный капитал, основанный на вкладах участников;
    • управление — единоличное, например, генеральный директор;
    • основной вид деятельности – инновационные бизнес-проекты;
    • объединение черт ООО и товарищества.
  6. Фермерское хозяйство
    • право заниматься фермерским хоз-вом имеют физические лица: граждане РФ, иностранца и лица без гражданства;
    • экономическая выгода основывается на реализации продукции, полученной путем использования земли и имущества;
    • ответственность только по личным вкладам.
  7. Производственный кооператив
    • объединение трудовых усилий и взносов физическими и юридическими лицами, на основании членства в артели;
    • личный труд — обязанность участника кооператива;
    • прибыль соразмерна с личным вложением учредителя;
    • собрание членов предприятия управляет коллективным объединением; 
    • наличие субсидиарной ответственности каждого члена артели по задолженности предприятия.
  8. Государственная
    • учредитель – государство или муниципальное образование;
    • унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения имуществом;
    • основная деятельность направлена на хозяйственное ведение или управление имуществом;
    • капитал не делим и не распределяется между работниками;
    • деятельность унитарного предприятия закрепляется в Уставе.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/273/

Федеральные Законы РФ о предпринимательской деятельности

Единого закона о предпринимателях в России до сих пор не принято, хотя попытки у законодателей были уже несколько раз. Поэтому действующие и начинающие бизнесмены сталкиваются с тем, что им приходится изучать несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют эту сферу.

Бробанк разобрался, какие законы о предпринимательской деятельности действуют в настоящее время, и чем руководствуются ИП при разрешении спорных моментов.

Основные документы, регулирующие деятельность ИП

Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.

Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.

Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции. В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого. Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя. Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.

Основные признаки предпринимательства:

  • деятельность самостоятельная и добровольная;
  • все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
  • главная цель — получение постоянного дохода;
  • способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
  • госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.

На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.

Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.

Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.

Налоговая не только регистрирует предпринимателей, но и занимается своей ключевой деятельностью: контролирует налоги, сборы в бюджеты всех уровней. Правила налогообложения бизнесменов прописаны в едином документе — Налоговом кодексе.

ИП самостоятельно направление деятельности, чтобы выбрать систему налогообложения. Допустимые варианты приведены по 2 части НК РФ, это:

  • УСН;
  • ЕНВД;
  • единый сельхозналог;
  • общий режим;
  • патентная система.

Муниципальные налоги и коэффициенты уточняют в местной налоговой службе. При смене типа налогообложения ИП подает письменное заявление в ту территориальную ФНС, где он ведет бизнес.

В 2019 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ. И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.

Лицензированная деятельность

Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.

В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент. При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен. Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.

Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.

Проверки деятельности бизнесменов

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Закон устанавливает 2 типа контроля — плановые и внеочередные проверки:

  1. Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
  2. Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.

Источник: https://brobank.ru/zakony-o-predprinimatelskoj-deyatelnosti/

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право

Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

 Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права:

  • Конституция РФ,
  • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
  • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

Основные принципы предпринимательского права :

  • свобода предпринимательской деятельности,
  • свобода договора,
  • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
  • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
  • свобода конкуренции и ограничение монополии,
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
  • законность предпринимательской деятельности.

 Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели).

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

  • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
  • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.
Читайте также  Какой орган исполняет федеральный бюджет РФ?

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

Правовой режим предпринимательской деятельности

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

  • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
  • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений:

  • налоговый (общий и специальный),
  • таможенный,
  • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

  • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
  • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

  • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

Методы государственного регулирования:

  • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
  • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
  • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

  • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
  • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

  • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
  • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
  • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

Методы защиты предпринимателя своих прав:

Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

  • искового заявления по экономическим и иным делам;
  • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • по делам о несостоятельности (банкротстве);
  • по делам особого производства;
  • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
  • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

 Источники:

  • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
  • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
  • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
  • постановления Правительства РФ и т. д.

Уровни антимонопольного законодательства:

  • федеральный;
  • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, формы и основы правового регулирования

Право РФ дает легальное определение предпринимательству в Гражданском кодексе.

Определение 1

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность лица (как юридического, так и физического). Она ведется в гражданском обороте, осуществляется от собственного имени, на свой риск и под собственную ответственность имущественного характера. Лицо должно направлять эту деятельность на систематическое получение прибыли.

Предприниматель способен получать прибыль при осуществлении нескольких действий:

  • пользование имуществом,
  • продажа изделий, которые могут быть выпущены, переработаны или приобретены для реализации,
  • выполнение определенной работы,
  • оказание услуг.

К деятельности предпринимателя нельзя отнести ремесло, адвокатскую деятельность, частную деятельность нотариуса, услуги по агроэкотуризму, деятельность лица по использованию своих ценных бумаг, банковского счета как платежа или сохранение денежных средств, разовую продажу физическим лицом на торговых площадках (рынок), где можно осуществлять торговлю в соответствии с законом.

Признаки предпринимательства

Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).

В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.

Пример 1

Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.

Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства. Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.

Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.

Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.

Пример 2

Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.

Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь. Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей. Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.

Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь. Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.

Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.

Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.

Замечание 1

Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.

Опиши задание

В современных условиях в качестве цели предпринимательства выступает не только выпуск продукции (работ, услуг), который сам собой разумеется как средство достижения целей предпринимателя, а само извлечение прибыли. Действующее законодательство легализовало цель предпринимательства в виде систематического профессионального извлечения прибыли.

В составе предпринимательской деятельности каждую отдельную сделку можно считать важным звеном целого плана предпринимателей, который формируется для того, чтобы получить конечный результат в виде прибыли.

В итоге для предпринимателя важна не сфера деятельности, включая торговую, посредническую, строительную, транспортную, страховую, банковскую, инвестиционную и др. Основу для предпринимателя представляет конечная цель, а именно систематическое получение прибыли. В этом ключе деятельность в любой экономической сфере можно считать предпринимательской, так как она концентрируется на извлечении прибыли в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи. И чем больше прибыли планируется получить в той или иной сфере деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она будет пользоваться.

Предпринимательство – это деятельность, которая ведется лицами, прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Осуществление подобной деятельности без регистрации запрещено. Доходы, получаемые в процессе предпринимательской деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Что касается государственной регистрации, а в определенных случаях и лицензирования предпринимательства, то она необходима для осуществления контроля со стороны общества в случаях, которые указывает законодательство.

Вывод

После рассмотрения признаков предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что существует определенное соотношение между хозяйственной и предпринимательской деятельностью. То, что включено в содержание предпринимательской деятельности, характерно и для любой хозяйственной деятельности. Тем не менее, предпринимательство отличается несколькими характерными признаками, что позволяет рассматривать ее как более узкое понятие, чем хозяйственную деятельность.

Формы предпринимательской деятельности и их государственное регулирование

Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.

Это понятие состоит из нескольких элементов:

  • статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
  • имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
  • ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).

Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:

  1. без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  2. с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).

Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:

  1. Защиту экономического правопорядка.
  2. Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
  3. Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
  4. Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
  5. Контроль хозяйственного законодательства.

Важнейшими формами государственного регулирования являются:

  1. Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
  2. Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
  3. Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
  4. Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.

Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:

  1. Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
  2. Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/hozjajstvennoe-pravo/regulirovanija-predprinimatelskoj-dejatelnosti/