Кто принимает государственный бюджет РФ?

Содержание

Для чего нужен госбюджет России: как он формируется

Кто принимает государственный бюджет РФ?

Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 8 февраля 2020. Время чтения 6 мин.

Инстаграм @budget_rf

Финансовый план создания денежного фонда РФ называется государственным бюджетом. Доходная часть образуется за счет налоговых и других платежей, расходная делится по направлениям: социально-экономическим, культурным, управленческим. При превышении поступлений в бюджет речь идет о профиците, если недостает средств – о дефиците. Документ рассматривается и принимается на всех уровнях власти: Госдумой, Советом Федерации, Президентом

Государственный бюджет – это финансовый план формирования и использования в определенных направлениях денежного фонда страны, способствует развитию, сохраняет стабильность экономики, укрепляя позиции в мире.

Основными структурными единицами госбюджета являются доходы, расходы. Первые образуются с помощью налоговых и других поступлений. Вторые распределяются согласно приоритетам страны на военные, социально-экономические, управленческие и нужды.

Бюджетный баланс показывает, что доходная часть обеспечивает все необходимые потребности государства. Достигается это путем грамотного планирования.

В случае превышения поступлений над выбытием имеет место профицит. За счет этих средств формируются дополнительные резервы на случай чрезвычайных ситуаций.

Например. В РФ за счет доходов от продажи нефтегазовой отрасли и прочих поступлений формируется Фонд Национального Благосостояния. Он призван создать «подушку безопасности» для пенсионного обеспечения граждан, а также образовать Международный запас России.

Дефицит – это обратный показатель профицита, то есть денег не хватает для основных нужд государства, приходится прибегать к кредитам, госзаймам, прочим долгам.

Сайт Минфина

На это влияют кризисы, чрезвычайные обстоятельства, неэффективная политика, популизм, выраженный в росте социальных программ, не обеспеченных ресурсами, коррупция и другие факторы.

Бюджет России на 2020 г., утвержденный ФЗ № 380 от 01.12.2019, запланирован профицитным. Доходы должны составить более 20,38 трлн. руб. Это на 400 млрд руб. выше, чем в 2019 г., в основном за счет налогов и нефтегазового комплекса. Расходы определены в размере 19,5 трлн. руб. Существенная часть финансов будет направлена на защиту государства – 5,8 трлн. руб., социальную деятельность – 4,9 трлн. руб. Средства на развитие экономики – 2,5 трлн.руб., а на нацбезопасность и госаппарат – по 1,5 трлн. руб.

Россиянин ежедневно сталкивается с понятием «бюджет», открывая свой кошелек. Как пример: зарплата – это поступления, траты в магазинах, за услуги ЖКХ, транспорт – это личные расходы. В идеале, когда есть возможность «отложить» некоторые суммы, создается резерв на покупку дорогого оборудования или поездку в отпуск.

Читайте подробно, как контролировать личные расходы.

Функции

Госбюджет – это документ, который составляют на видимую перспективу – 1 год (прогноз расписывается на 3 г.). Он выполняет функции:

  • распределяет денежные потоки по различным направлениям хозяйствования, укрепляет связи между федеральным центром и субъектами;
  • контролирует работу правительства, касающуюся госрасходов;
  • обеспечивает информацией участников финансово-экономической деятельности о законах, нормативах и намерениях государства в части распределения и сбора средств;
  • устанавливает вектор экономической политики, ее основу, рамки возможных действий страны в разных ситуациях.

сайт Минфина

Бюджет является финансовой базой выполнения международных и политических функций. Общество возлагает на государство эти обязанности, чтобы чувствовать себя защищенным от непредвиденных ситуаций, конфликтов, кризисов.

Экономическая суть «госкошелька» состоит в том, что с его помощью формируется конечный спрос. Из этих средств образуется часть доходов населения, создается национальный продукт, накапливаются резервы. Это станция перекачки финансовых потоков государства, которая способна влиять на формирование экономических показателей всей системы:

  • инвестиций;
  • объемов производства;
  • денежной массы;
  • реальных доходов;
  • безработицы;
  • банковского процента;
  • курса валюты;
  • внутреннего и внешнего долга;
  • инфляции.

Это индикатор стабильности, процветания страны.

Принципы построения

Система работает по законам, которые определяют ее эффективность. Эти факторы рассматриваются как часть комплексного налаженного механизма. В основу правил ложатся принципы:

  • единства закона, в том числе документального оборота, отчетности, денежной системы, бюджетной политики, классификации;
  • распределение расходов между уровнями;
  • работа субъектов на основе хозяйствования;
  • бездефицитность;
  • грамотное использование средств;
  • полнота отражения, достоверность показателей, точность расчетов;
  • информация, гласность;
  • адресно-целевая направленность расходов.

minfin.ru

Проект бюджета представляется Министерством финансов. Работа над ним начинается за год до принятия. Порядок рассмотрения состоит из нескольких этапов:

  1. Правительство вносит проект в Государственную Думу, члены которой изучают доходную и прочие части, налоговую политику, внешние источники финансирования.
  2. Утверждают расходы по классификации в течение 15 дней.
  3. Изучают разделы, направления денежных потоков, контролирующие организации.
  4. Вносят поправки, поквартальные разбивки.
  5. Законопроект принимают анием.
  6. Документ передается в Совет Федерации, далее подписывается Президентом и обнародуется.

Аккумуляцию средств в государственную корзину обеспечивают налоговые и прочие поступления.

Справка. В РФ используется бюджетная система, состоящая из трех уровней: федерального, регионального и местного. Поступления проходят все этапы, оседая на нужных счетах госструктур.

К налоговым доходам относятся:

  • федеральные сборы, согласно законам;
  • таможенные и прочие платежи;
  • госпошлины.

Неналоговые поступления от:

  • использования госимущества;
  • продаж основных фондов;
  • части прибыли унитарных предприятий, Банка России;
  • платных услуг;
  • внешней экономической деятельности;
  • реализации запасов, резервов.

Инстаграм: @Stiv163

Расходы распределяют по направлениям для работы системы. Их классифицируют по признакам, наиболее объемные:

  • содержание органов власти;
  • поддержание стабильности;
  • социально-культурные;
  • наука.

Правительство может направлять потоки на предоставление внешних и внутренних ссуд.

Особую нишу занимают государственные закупки. Это потребность страны в различных  товарах, услугах, которые приобретаются с помощью специально разработанных механизмов, правил.

Еще одним пунктом расходования средств являются социальные выплаты-трансферты.  Такие суммы не предусматривают приобретение материальных ценностей, это скорее безвозмездная помощь.

Например, на 2020 г. в статью об отдельных расходных обязательствах заложен в размер материнского капитала в размере 466 617 руб. Здесь же учтен минимальный прожиточный минимум пенсионера, до которого в случае низких доходов государство осуществляет доплату, – 9 311 руб.

Читайте также  Кто подписывает законы в РФ?

Стратегия

Мероприятий в сфере организации финансового оборота с целью обеспечения страны денежными вливаниями для поддержания своего статуса называются бюджетной политикой. Она предполагает формулировку целей, разработку механизма управления налогами, регулирование экономико-социальных процессов.

Задачи определяют направления политики. Это создание эффективно работающей системы межсубъектных отношений для  управления финансами. Основными инструментами выступают фискальные рычаги воздействия, трансферты, госзакупки, госзаймы.

Важно. По Бюджетному кодексу РФ, Президент ежегодно докладывает Федеральному Собранию о финансовой политике на очередной и планах на ближайшие три периода. Послание определяет стратегические ориентиры, согласованные с общими задачами государства.

Новые платформы

Министерством финансов было принято решение организации системы «Электронный бюджет», которая обеспечит прозрачность, открытость деятельности госорганов, в том числе финансовых показателей.

Скриншот страницы портала Минфина

Проект рассчитан на отслеживание информации о собираемости налогов, их распределении, контроле за расходами.

Открытость позволит повысить качество финансового регулирования, поскольку  формирование единого информационного пространства, применение новых технологий разрешит отслеживать денежные потоки на всех стадиях.

Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство.

Минфин подготовил обучающий видеоматериал для желающих подключиться к платформе с подробным описанием алгоритма действий:

Источник: https://yakapitalist.ru/termin/gosudarstvennyy-byudzhet-rf/

Виды государственного бюджета

Определение 1

Государственный бюджет – это финансовый план, включающий в себя доходы и расходы, запланированные и готовые к исполнению на очередной финансовый год.

Бюджет страны является законом, так как утверждается уполномоченными органами власти. В России государственный бюджет состоит из трех уровней. Федеральный бюджет разрабатывается Федеральным собранием по указу Президента. Исполнение находится в ведении Федерального казначейства. Оно отвечает не только за ведение кассовых операций, но имеет право открывать и закрывать счета, присваивать им определенный режим. Региональный и местный уровни бюджета получают доходы от местных налогов, а также за счет субсидий из федерального бюджета.

Поступления в бюджет государства происходят из налоговых платежей, которые составляют более 80% всех его доходов. Остальная часть приходится на неналоговые доходы и внебюджетные фонды. Последние расходуют свои средства под целевые программы. Расходы бюджета направлены на содержание органов власти, предприятий бюджетной сферы, обеспечение обороны страны, реализацию социальных и экономических программ, а также для стабилизации экономики и ее укрепления.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Составление бюджета осуществляется по принципу сбалансированности. То есть, при планировании стремятся соотнести объем доходов с объемом предстоящих расходов. На практике достижение равновесия практически невозможно. Бюджет испытывает дефицит или профицит в зависимости от перевеса расходов или доходов. Для каждого случая правительство использует свои рычаги воздействия для достижения баланса. Излишки, возникающие при профиците, направляют на укрепление экономики, а также сокращают поступления в бюджет. Если бюджет испытывает дефицит, то правительство страны начинает сокращать расходы, использует дополнительные источники доходов.

Виды бюджета государства

Государственный бюджет России разделяется на следующие виды:

  1. Федеральный.
  2. Региональный (бюджеты автономных республик, областей, краев).
  3. Местный ( бюджет административного района).
  4. Консолидированный, являющийся совокупностью всех вышеперечисленных бюджетов.

Федеральный бюджет охватывает все финансовые средства, а также доходы и расходы на уровне национальной экономики. Он позволяет перераспределять совокупный национальный доход. В нем накапливаются денежные средства, поступающие от субъектов, находящихся в пределах государственных границ. Доходы федерального бюджета могут складываться из средств, уплаченных иностранными компаниями за право импорта продукции, проценты по кредитам, выдаваемым иностранным государствам, кредитные средства от международных организаций, стран-партнеров. Основную часть доходов составляют налоговые поступления от различных субъектов хозяйствования.

Региональные и местные бюджеты получают денежные средства из налогов местного и территориального значения. Так же за счет платежей, штрафов, компенсаций. Средства могут поступать в виде субсидий от федерального бюджета.

Консолидированный бюджет используется для аналитической работы и составления прогнозов для будущих бюджетов. Он представляет собой свод бюджетных систем страны, за исключением внебюджетных фондов. В нем не учитываются межбюджетные трансферты. Существует консолидированный бюджет субъектов РФ. Он охватывает территориальные и местные бюджеты без учета денежных средств фонда обязательного медицинского страхования. Этот вид бюджета объединяет показатели по территориям, в нем отражаются результаты разработки и реализации политики социальной и экономической сферы в регионах.

Государственные внебюджетные фонды

Важной составляющей бюджетной системы страны являются внебюджетные фонды. Это независимые финансовые организации, обладающие статусом юридического лица. Средства, поступающие на их счета, накапливаются централизовано. Распределение средств осуществляется согласно заранее установленным целям.

Они независимы от государственного бюджета. Однако, их средства находятся в государственном управлении. Доходы формируются автономно от общего бюджета. Основной причиной появления этого вида фондов стала необходимость расширения источников государственного финансирования экономики и социальной жизни. Их средства направляются на финансирование экономического развития и поддержания населения.

Средства фондов накапливаются и расходуются согласно целевому принципу. Стоит отметить, что их принято делить на местные, федеральные и общегосударственные. Из внебюджетных фонов финансируются социальные программы. Несмотря на то, что они юридически не зависимы от государственного бюджета, связь с ним для них очевидна. Например, платежи в фонды являются обязательными, часто они включаются в себестоимость товаров и услуг. Изменения в социальной политике в пользу увеличения выплат оказывают давление на государственный бюджет, что ведет к появлению дефицита.

К социальным внебюджетным фондам России относят пенсионный, страховой и фонд социального страхования. Их доходы складываются за счет страховых платежей. Существуют так же общеэкономические фонды, создаваемые для решения конкретных экономических задач. Целевые фонды образуют фонды денежных средств, направляемых на решение конкретных задач. В зависимости от целей фондов определяются источники их финансирования.

Например, средства территориального экологического фонда поступают из отчислений за выбросы вредных веществ в атмосферу, компенсаций ущерба при строительстве, средств от реализации конфискованного оружия и рыболовных снастей, использованных браконьерами.

Расходы этого целевого фонда идут на благоустройство города, повышение экологической безопасности, финансирование реконструкции или строительство природоохранных проектов.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennyy_byudzhet/vidy_gosudarstvennogo_byudzheta/

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России)  –  федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).
Читайте также  Что относится к режимным объектам РФ?

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

 Путипреодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг  включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-21-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

Государственный бюджет . Кратко. — УчительPRO

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/

Кто принимает государственный бюджет рф

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Дума утвердила бюджет России. Семь главных фактов о нем

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В ближайшие три года власти на выполнение «майского указа» Владимира Путина направят 5,6 трлн рублей, на пенсии — около 3 трлн рублей в год. Би-би-си собрала основные факты о проекте бюджета России.

За что критикуют бюджет

Проект бюджета вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС в своих отзывах критиковали его за большую долю закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы.

Читайте также  Что не является видом субъекта РФ?

В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение «майского указа» Владимира Путина оказалось из-за этого под угрозой.

Критикуют бюджет и независимые эксперты. Например, Райффайзенбанк в отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить «майский указ».

Кроме того, аналитики банка полагают, что расходы бюджета могут ускорить рост экономики в ближайшие три года на 0,7-1 процентный пункт.

В год он добавит к росту в среднем 0,2-0,3 процентных пункта. Но это не перекроет негативный эффект от повышения НДС и пенсионной реформы, которые в ближайшие три года снизят рост экономики на 0,4-,05 процентных пункта.

Русская служба Би-би-си выделила семь основных фактов о бюджете.

Бюджет в ближайшие годы будет профицитным

В 2019-2021 годах доходы бюджета ежегодно будут превышать расходы, а бюджет будет устойчиво профицитным.

Правительство планирует, что ежегодно в номинальным и реальном выражении, то есть с учетом инфляции, расходы бюджета будут расти.

При этом доля расходов бюджета по отношению к ВВП будет снижаться в течение всего периода. Если в 2018 году расходы составляли 17,2% ВВП, то к 2021 году их доля снизится до 16,9%.

Бюджет будет меньше зависеть от нефти и газа

Согласно пояснительной записке, доля поступлений в бюджет от нефтегазового сектора будет снижаться в ближайшие годы.

В номинальном выражении снижение будет не очень сильным: в 2018 году в бюджет поступит почти 8,7 трлн рублей от нефтегазового сектора, в 2019 году — 8,3 трлн рублей, а к 2020-2021 году объем поступлений упадет до 7,9-8 трлн рублей.

Но в относительном выражении доля нефтегазовых поступлений в бюджете сокращается сильнее.

Тем не менее, подобные поступления рассчитаны на основе относительно невысокой цены на нефть — 41,6 долларов за баррель в 2019 году и 43,3 доллара за баррель в 2021 году. Во вторник вечером нефть марки Brent торговалась вокруг отметки 77,78 доллара. Часть доходов бюджета при более высокой цене на нефть будут уходить в резервы в рамках бюджетного правила.

В пояснительной записке объясняется, что, по планам правительства, нефтегазовый сектор будет расти ниже, чем другие сектора экономики — это касается в том числе добычи и экспорта этой продукции.

Ненефтегазовые доходы будут расти, как ожидает правительство, благодаря ускорению экономики, дополнительным поступлениям от повышения НДС до 20% и других факторов. Так, поступления от НДС вырастут с 5,9 трлн рублей в 2018 году до почти 8 трлн рублей в 2021 году.

На «майский указ» потратят в 2019-2021 годах 5,6 трлн рублей

Согласно пояснительной записке, на «майский указ» президента Владимира Путина в ближайшие три года будет потрачено 5,6 трлн рублей.

«Майский указ» представлен в бюджете в виде национальных проектов. Самым дорогим национальным проектом оказалось строительство инфраструктуры. С 2019 по 2024 году на нее потратят 3,1 трлн рублей. Второй по величине проект — поддержка демографии. На нее за этот же период потратят 2,9 трлн рублей.

Согласно данным газеты «Ведомости», глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров собирается ко второму чтению создать механизм перераспределения средств между национальными проектами. Ранее министр финансов Антон Силуанов предлагал перераспределять деньги между проектами, не внося корректировки в закон о бюджете.

На развитие цифровой экономики в следующем году пойдет почти 108 млрд рублей.

Социальные расходы будут расти

Общая сумма расходов на социальный блок составит в 2019 году 6,8 трлн рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн рублей, пишут эксперты Райффайзенбанка. Это больше, чем расходы на оборону и безопасности , которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн рублей.

Большая часть расходов соцблока — это как раз раздел «Социальная политика», финансирование которого в 2019 году составит почти 4,9 трлн рублей. Из них 3,2 трлн — это пенсионное обеспечение. Расходы на пенсии постепенно будут снижаться вплоть до 3 трлн рублей к 2021 году.

Расходы на здравоохранение в ближайшие три года вырастут с почти 635 млрд рублей в 2019 году до 837 млрд рублей в 2020 году.

Социальные расходы намного опережают, например, расходы на развитие национальной экономики, которые в 2019-2021 годах составят 2,6-2,8 трлн рублей в год.

Расходы на деятельность президента будут расти

Общегосударственные расходы в следующем году составят 1,3 трлн рублей. Из них более 20 млрд рублей будет потрачено по разделу «функционирование президента». К 2021 году расходы на деятельность президента вырастут до 21 млрд рублей.

Правительство собирается копить резервы

Власти собираются пополнять Фонд национального благосостояния. Изначально этот фонд задумывался для создания устойчивого механизма пенсионного обеспечения людей в будущем, но в последние годы его средства тратились на различные инвестиционные проекты и, к примеру, покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в 2019-2021 годах средства ФНБ не будут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета или бюджета Пенсионного фонда.

По планам правительства, объем средств ФНБ вырастет с 3,8 трлн рублей в начале 2019 года до 11,4 трлн рублей в начале 2021 года. К этому моменту ФНБ составит 9,7% ВВП. В основном фонд будет пополняться за счет нефтегазовых доходов при цене на нефть выше, чем запланировано в бюджете.

Прогноз, который лежит в основе бюджета резко ухудшили

Проект бюджета сформирован на основе базового сценария развития экономики, который составило министерство экономического развития. Согласно этому сценарию, в ближайшие три года сохранится санкционный режим, введенный против России, цены на нефть будут снижаться. Средний курс доллара составит 63,6 — 63,8 рубля во второй половине 2019 году. К 2021 году курс составит 64 рубля за доллар.

При этом темпы роста ВВП ускорятся с 1,3% в 2019 году до 2% в 2020 году и 3,1% в 2021 году.

Фактически в 2019 году экономика России адаптируется к повышению НДС и другим реформам, а затем начнет ускоряться на фоне реализации «майского указа», структурных изменений и роста инвестиций в основной капитал, считают в минэкономразвития.

Ранее правительство прогнозировало куда более высокие темпы роста на 2019 и 2020 годы, но их пришлось пересмотреть на фоне замедления экономики, а также после принятия решения по повышению НДС и пенсионного возраста.

В целом многие экономисты сомневаются в том, что прогнозы, составленные минэкономразвития, достаточно надежны. Претензии к ним в пояснительной записке к бюджету, например, высказали эксперты РАНХиГС.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45960103