Сколько избирательных округов в РФ?

Элементарная арифметика, или расчёт средней нормы представительства

Сколько избирательных округов в РФ?

Со школы нас знакомят с различными средними величинами: от среднего арифметического до среднего квадратичного. Как говорит нам Справочник по элементарной математике М.Я. Выгодского, средним называется некоторое число, заключенное между наибольшим и наименьшим числом заданного множества.

Политическому юристу, подзабывшему за годы вузовской учебы школьную алгебру (а зря!), также приходится иметь дело со средней – средней нормой представительства.

Есть как минимум три ситуации, в которых от правильности расчёт средней нормы представительства зависит если не судьба выборов, то судьба кандидата. Но обо всём по порядку.

1.  О норме представительства вообще и средней норме представительства в частности

Заседание Конгресса США, REUTERS

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» есть отличная статья 2, содержащая определения базовых понятий избирательного права, включая «выборы», «избирательные права», «избиратель», «кандидат» и т.п. Однако понятий «норма представительства» или «средняя норма представительства» в этой статье нет.

На практике под нормой представительства понимают число депутатов или делегатов, которые представляют определенную группу граждан.

Например, норма представительства на учредительном съезде политической партии составляет не менее двух делегатов от одного субъекта Российской Федерации либо же норма представительства на партийной конференции региона составляет пять делегатов от одного местного отделения. В первом примере минимальная граница нормы представительства определена федеральным законом, во втором – определяется решением партийного органа.

Кроме того, нормой представительства в законодательстве о выборах именуют число избирателей, представляемых депутатом или депутатами в одном избирательном округе.

Есть и законодательно определенная расчетная формула средней нормы представительства. Содержится она только в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

средняя норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов, распределенных этому субъекту Российской Федерации (пункт 1 части 7 статьи 12).

2.  На что влияет значение средней нормы представительства?

Как уже было указано выше, есть как минимум три ситуации, в которых корректный расчёт имеет принципиальное значение, поскольку это влияет на:

а) на образование избирательных округов, в т.ч. избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов (пункт 4 статьи 18 Закона об основных гарантиях);

б) на необходимость представления кандидатом в избирком сведений о размере и об источниках доходов кандидата и имуществе (пункт 4 статьи 33 Закона об основных гарантиях).

Закон устанавливает, что не требуется представление сведений о размере и об источниках доходов кандидата если величина средней нормы представительства не превышает 5 000 избирателей;

в) на возможность установления порядка регистрации кандидатов без сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения

(пункт 17 статьи 38 Закона об основных гарантиях).

Для установления заявительного порядка выдвижения кандидатов средняя норма представительства не должна превышать 10 000 избирателей, а региональным законом данная величина может быть уменьшена.

3.  Средняя норма представительства и электоральная практика

Сергей Вдовин, Интерпресс/ТАСС

А как понимать среднюю норму представительства, если речь идёт не о выборах в Госдуму?

Доктрину или «сложившееся среди практиков мнение» в районном и областном суде в качестве доказательства притянуть сложно, равно как и норму из Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», если речь идет о выборах представительного органа какого-нибудь Выдропужска. Благо, правоприменитель даёт нам ориентиры.

В 2017 г. ТИК Рузского района (Московская область) отказала

Сергею Буракову в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Рузского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу № 2.

Основанием отказа послужило непредставление кандидатом сведений о размере и об источниках доходов и имуществе.

Незарегистрированный кандидат подсчитал число избирателей по своему округу, которое, по его мнению, составило 4 651 чел. На этом основании он решил, что норма представительства по его избирательному округу меньше 5 000 (4 651 < 5 000), и, следовательно, представлять сведения о доходах имуществе он не должен.

Кандидат обжаловал «отказное» решение ТИК в районном суде, который его иск удовлетворил. В решении суд первой инстанции отметил, что «предложенный представителями ТИК способ подсчета: путем деления общего числа избирателей городского округа на число округов определяет среднее число избирателей в округе, но не связан со средней нормой представительства избирателей». Своей расчетной формулы Рузский районный суд не предложил и руководствовался данными схемы одномандатных округов, на которой определена как раз численность избирателей в каждом округе (логика кандидата). Слово «средняя» суд совершенно не смутило.

ТИК Рузского района и Рузская городская прокуратура с решением районного суда не согласились и обжаловали его. Московский областной суд логике кандидата и районного суда не внял, отметив, что в схеме «установлено число избирателей в каждом одномандатном избирательном округе, а не средняя норма представительства, применяемая в целях образования одномандатных избирательных округов».

Читайте также  Кто является налоговым резидентом и нерезидентом РФ?

Суд апелляционной инстанции определил среднюю норму представительства как частное от деления общего числа избирателей Рузского городского округа (51 601) на число одномандатных округов (10), т.е. 5 160 чел.

После проигранной апелляции бывший кандидат сделал подарок всем участникам выборов, обратившись в Конституционный Суд РФ. По его мнению, отсутствовала ясность в определении того, что же является средней нормой представительства.

Конституционный Суд РФ никакого тумана в законе не увидел, НО указал для будущих поколений кандидатов, членов избирательных комиссий, а также районных судов, что:

«понятие «средняя норма представительства избирателей», … не тождественно численности избирателей на территории конкретного избирательного округа

Таким образом, все предшествующие страдания теоретиков, кандидатов и избиркомов в итоге вылились в довольно простую формулу, которой и стоит руководствоваться, рассчитывая среднюю норму представительства избирателей:

Автор — Гарегин Митин, Управляющий партнёр Консалтингового бюро Т&М
Материал подготовили — Campaign Insider
Связаться с нами — electionsquad@gmail.com
Мы в — .com/campaign.insider
Поддержать проект — https://yasobe.ru/na/campaign_insider

Источник: https://zen.yandex.ru/media/dubravskytech/elementarnaia-arifmetika-ili-raschet-srednei-normy-predstavitelstva-5cab255b3e30d900b00c2870

Избирательная кампания в Российской Федерации

Избирательная система – комплекс приёмов, методов и правил, которые формируют и обеспечивают регулирование легитимных органов власти. Избирательная система формирует общие характеристики в организации избирательной деятельности, а также переводы избирателей. Избирательная система – изъявление воли населения, которое создаёт органы власти.

Основные избирательные системы

  1. Мажоритарная – представлена во Франции, США и Великобритании, суть представленной избирательной кампании состоит в выборах органов власти через мнение большинства; в каждом избирательном регионе присутствует избранный политический деятель, победителем выборов объявляется тот кандидат, который набрал больше . Количество подразделяется на абсолютное и относительное (небольшой разрыв с соперником).

  2. Система пропорционального представительства – места в парламенте распределяются по набранным голосам в ходе избирательной кампании по партийным спискам.
  3. Смешанная пропорционально-мажоритарная – представлена в ФРГ, избирательная кампания построена на двух системах: некоторая доля политических деятелей в парламент избирается по мажоритарному способу, а оставшийся процент парламентариев – по партийным билетам.

Принципы избирательного процесса:

  • Выборы представлены полной свободой избирателей, где нет места политическому, экономическому, социальному, этническому давлению со стороны активистов партий, организаторов выборов и т.д.
  • В выборном листе присутствуют альтернативные кандидаты, что даёт большое наличие выбора.
  • Индивид сознательно выбирает одного из кандидатов.
  • Выборов проходят в определённом интервальном отрезке (каждые 4 года), регулярно.
  • Все кандидаты и партии имеют одинаковые возможности.

Избирательное право – комплекс юридических и правовых правил, которые задают вид указанных отношений и формируют отдельный социальный институт. Так в РФ, избирательное право приставлено в Конституции.

Выборы – вид правовой и сознательной деятельности индивида, где участие принимает несение, организации, избирательные кампании и субъекты политической власти. В РФ происходят выбора на посты президента, депутатов в государственную думу, в органы государственной власти и муниципального управления и т.д.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы – каждый индивид обладает свободой волеизъявления, что выражено в выражении воли свободно и без принуждения. Со стороны организаторов избирательной капании – свобода в организации выборов, также свобода в агитационных действиях.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – каждый индивид имеет юридически закреплённое право, которое действует с момента совершеннолетия, принимать участие в избирательной деятельности, а также право быть избранным в местное самоуправление или государственную власть.

А) Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин РФ имеет юридическое право в участии избирательных действий, которые предусмотрены законом и законными методами проведения, подавать свою кандидатуру в органы местного самоуправления или государственную власть возможно с возраста, установленного в Конституции. Избирательный ценз – условия, которые закреплённые законом и конституцией, для избирательной деятельности или осуществления права.

Читайте также  Какая статья за тяжкие телесные повреждения РФ?

Таким образом, избирательный ценз разделяется на языковой, этнический, возрастной и т.д. (президентом РФ может быть индивид не моложе 35 годов, для членства в Государственной Думе необходим возраст в 21 год и т.д.). Также баллотироваться на места местного самоуправления или государственной власти может иностранный гражданин, с условием того, что с его страной заключён определённых договор.

Невозможно получить места в органах власти людям, которые признаны недееспособными, людям, находящемся в тюрьме по решению суда.

Б) Равное избирательное право. Все индивиды РФ имеют равные обоснования (избирателям предоставлены равные возможности для получения ; гражданин РФ имеет право ать на одном участке, согласно его прописке; избиратели изъявляют личный выбор кандидата в зависимости от различных условий.

В) Прямое избирательное право. Каждый гражданин РФ извьявляет волю непосредственно. Выборы можно подразделить на прямые и косвенные, где часть населения голосует не за представленного кандидата, а за выборщиков, которые голосуют также за предыдущих выборщиков или напрямую за кандидата.

Г) Тайное ание. В ходе выборов всем выборщикам даётся свобода и секретность в волеизъявлении, которые закреплены гарантиями: отдельные кабинки на 1 индивида; каждый выборщик лично отпускает выборный лист в ящик; если тайна ания по каким-либо причинам нарушена, то наблюдатель принудительно удаляется, а другие члены комиссии отправляются на ание.

Д) Добровольность участия граждан в выборах. Участие или не участие избирателя в выборах- личное дело индивида, никто не имеет права заставлять ать или не ать.

3. Принципы, дающие право индивидам совершать выбор и контролировать законность проводимых избирательных кампаний и самих выборов.

4. Организационные принципы.

А) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями. В РФ наличествует система избирательных комиссий.

Б) Территориальный принцип организации выборов. За каждым территориальным участком закрепляется избирательный округ, где проходит ание избирателей, относящихся в представленную территориальную единицу.

Основные стадии избирательного процесса

1. Каждые выборы на любой пост назначаются различными государственными органами, так выборы президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания, выбора представителей Государственной Думы – президент РФ и т.д. Время проведения выборов закреплено федеральным законом или субъектом власти в РФ. Решение о предстоящих выборах публикуется в средствах массовой информации, сами выборы ставятся на календарный выходной, ели в этот день нет праздника.

2. Формирование избирательных округов. Избирательные данные (место, схема, количество избирателей) определяет специальная комиссия, не позднее назначенного законодательством времени до ания (за 70 дней). Вышестоящие органы, такие как органы местного самоуправления, одобряют схему избирательных округов, не позднее 2х месяцев до ания.

3. Формирование избирательных участков. Формируются главой местного самоуправления параллельно с избирательной комиссией за 30 дней до выборов. На один избирательный участок положено не большое 3 тыс. людей. Для граждан РФ, проживающих за территорией государства, формируются специальные избирательные участки дипломатическими представителями РФ в др. стране. Территории избирательных округов и участков не должны пресекаться.

Если индивид по каким-либо причинам не может посетить избирательный участок, то в таких случаях на территориях больниц, изоляторов, санаториев создают закрытые избирательные участки, где право ания получают люди, находящиеся в этих местах (больные, заключенные и т.д.). В воинских частях также могут открыть избирательный участок, однако обычно военные голосуют на общих избирательных участках.

Глава муниципального образования публикует списки с номерами участков и их адресами, границ и помещений не позднее 25 дней до ания.

4. Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия в РФ функционирует на регулярной основе и представлена юридическими законами. Она действует на протяжении 4х годов. В состав центральной избирательной комиссии включены 15 членов, которые выбираются Государственной Думой, Советом Федерации и президентом РФ поровну. Согласно закону, ЦИК обладают полномочиями: контроль за действиями избирательной комиссии во время выборов; сохранность избирательных прав населения; распоряжение выделенными финансовыми суммами (подготовка к избирательной к выборам и выборы).

Избирательные комиссии субъектов РФ функционируют на постоянной основе, являясь юридическим лицом. Законодательные и исполнительные органы государства формируют субъектов избирательной деятельности. Срок действия полномочий субъектов избирательной комиссии варьируется (не более 5 лет либо срок действия представительного органа, давшего власть субъектам избирательной комиссии). Комиссия занимается защитой избирательных прав населения, наблюдает за соблюдением этих правил.

  • Территориальные избирательные комиссии занимаются организаторскими вопросами проведения выборов в юридически закреплённом районе или территории города. Могут представлять избирательные комиссии муниципального назначения.
  • Окружные избирательные комиссии организовывают выборный процесс в закреплённом округе. Длительность существования окружной избирательной комиссии зависит от срока действия представительного органа, который доверил комиссии организовывать и принимать участие в выборах.
  • Участковые избирательные комиссии отвечают за проведение выборного процесса на избирательном участке. Создание комиссии происходит в течении 3 дней после формирования избирательного участка. Полномочия комиссии истекают на 10 день после опубликования итогов ания.
Читайте также  Через сколько лет можно получить гражданство РФ?

5. Формирование перечня избирателейна базе учёта, который проводится муниципальными органами. В списке представлены граждане, которые получают на 1 день избирательные права. Индивид имеет право заявить в комиссию по причине не включения его в перечень избирателей. Правки в списки избирателей можно вносить до начала ания.

6. Выдвижение кандидатов выборов. Кандидаты могут выдвигаться в различных условиях: при мажоритарном типе, кандидата выдвигает округ; личное выдвижение; избирательным блоком. Если выборы проходят по пропорциональной системе, то политические образования и партии, которые юридические зарегистрированы, согласного требуемому уровню выборов или выше, а устав представлен не позднее года до выборов. Выдвижение кандидатов происходит: президент РФ – менее 45 дней, депутаты Государственной Думы – 30 дней, органы местного самоуправления – 20 дней.

7. Сбор подписей – отборочный этап предварительных выборов. Федеральным законом официально устанавливается процент сбора подписей. Подписи могут быт принятые только от индивидов, обладающих избирательным правом на конкретном избирательном округе. Недопустимым является вознаграждение за отдачу голоса тому или иному кандидату, принуждение. На выборном листе индивид указывает имя, фамилию, отчество, адресные данные, данные паспорта.

8. Регистрирование кандидатов происходит специальными комиссиями на основании собранного процента в поддержку выдвигаемого, которые тщательно проверяются. Кандидат наделяется новым социальным статусом и правами: работодатель не может уволить с места работы или перевести в другое место; время, которое индивид является избирательным кандидатом также зачитывается в стаж по выбранной профессии; невозможность привлечения кандидата к уголовной ответственности без его согласия.

9. Агитация населения. Любая политическая партия или деятель вправе до выборов проводить предвыборную агитацию за принятие участия в выборах, отдачу голоса за того или иного кандидата, который указан в перечне выбора. Агитация происходит через СМИ (телевидение, радио, прессу, интернет), массовые мероприятия (митинги), агитационные листовки, бюллетени.

Принимать участие в агитационной деятельности запрещено лицам, осуществляющим решающий голос, членам государственной власти, органам муниципального управления и лицам, находящимся на высоких должностях, государственные военнослужащим.

Агитация осуществляется с минуты официальной регистрации кандидата и истекает ровно за сутки о начала выборов. За три дня до проведения выборов, запрещено публиковать материалы в СМИ, касающиеся предварительных опросов населения. Любые агитационные листовки обязаны содержать адрес и наименование типографии, выпущенный тираж. Анонимные агитационные материалы недопустимы к размещению.

10. Голосование. Во время выборов избиратель получает документ, где представлены имена, фамилии, год рождения, место трудовой деятельности, род занятий кандидатов. Вверху выборного листа стоят подписи двух членов избирательной комиссии, которые заверены печатями, бюллетень предоставляется гражданам после предъявления паспорта или заменяющего документа. Комиссия помимо контроля за избирательным процессом, занимается предоставлением права выбора людям, которые не в состоянии появится на участке. Если избирателя не будет во время проведения ания, то он сможет сделать выбор досрочно.

11. Подсчёт собранных осуществляется с момента окончания выборов, проводится открыто и беспрерывно. По окончанию подсчёта, участковая комиссия формирует протокол, копия которого выдаётся наблюдателям или СМИ. Протоколы отправляет в вышестоящие органы.

Если в ании приняло меньшее количество избирателей, чем указано в федеральном законе, то выборы признают несостоявшимися. Также несостоявшимися признаны выборы, где выявлено нарушение кандидатов, которое не даёт с полной точностью подчитать голоса, в таком случае кандидаты не участвуют в распределении мандата.

12. Повторные выборы представлены дополнительным этапом. Проводятся в случае, когда ни один из выдвигаемых кандидатов не достиг процента собранных , который указан в федеральном законе. Повторные выборы проводятся между двумя кандидатами, набравшими большее количество . Время осуществления повторного ания – 1-3 недели.

13. Опубликование итогов выборного процесса. Данные из округов направляются в СМИ после точного определения победителя. Не позднее месяца после ания обнародуется процентные соотношения кандидатов и набранных . Полные данные о прошедших выборах публикуются не позднее 3 месяцев поле окончания выборов.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/47/